Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Заселение малорусами Бессарабии.

Малорусы. Судьбы славянства в Бессарабии за время с VII по IX столетия темны. В Повести временных лет, составленной около 1112г., сообщаются точные сведения о расселении восточных славян. Относительно области между Дунаем и Днепром мы читаем здесь: "Уличи и Тиверьци съдяху по Дънъстру, и присъдяху къ Дунаеви. И бъ Множьство ихъ: съдяху бо преже по Бъгу и по Дънъпру оли до моря, и суть гради ихъ и до сего дьне, да то ся зъваху отъ Грькъ Великая Скуеь".

В начальном летописном своде, предшествующем летописи. Нестора (его относят к 1093?1095г.) и известном лишь в отрывках, говорится, что уличи сначала сидели на нижнем Днепре, а после того перешли в область между Богом (т.е. южным Бугом) и Днестром, где и осели.
По мнению Шахматова, уличи и тиверцы были южною эетвью южно-русского племени. Это предки нынешних малорусов (украинцев). Северная ветвь тех же южно-русов (малорусов) представлена полянами, древлянами и бужанами.
Об уличах и тиверцах известно следующее. Нестор под 885 г. (дата, несомненно, ошибочная) сообщает, что Олег вел с ними войну, в 907 же году (дата тоже сомнительная) тиверцы (но не уличи) участвовали в походе Олега на Царьград вместе с другими русскими племенами, а в 944 г. те же тиверцы ходили на Царьград вместе с Игорем. Это ? последнее историческое указание на занимающие нас племена.

Малорусы южной Бессарабии это переселенцы частью из северной Бессарабии, частью из соседних губерний. Меньше всего малорусов в Кишиневском уезде: по переписи 1897г., 1803 души (не считая города), по Бутовичу в 1907г. ? всего 1060 душ.; они преобладают только в двух селениях этого уезда: в Бозиенах Ганчештской волости (556 душ) и в Селище-Тузоре Пыржолтенской волости (380 душ). Много малорусов поселилось в предместьях Бендёр: Борисовке, Протягайловке, Липканах, Гиске, Плавнях ? которые сплошь населены малорусами; затем малорусами заняты предместья Аккермана, Килии.
По словам Бутовича, некоторые малорусские припрутские селения Белецкого уезда (Скулянской, Унгенской и Корнешт-ской волостей) основались здесь, по преданиям, после похода Тимоша Хмельницкого в XVII столетии.
В центре Аккерманского уезда, около села Байрамчи, живут малорусы, потомки главным образом запорожцев. Судьбы этих малорусов замечательны. В 1775 году, после уничтожения Сечи, часть запорожцев, числом около 5000 душ, вместе с походным атаманом Ляхом, ушла по Днепру в Турцию, на Дунай. Здесь они впоследствии вступили в неприязненные отношения с ста-рообрядцами-некрасовцами, которые жили в Дунавце, в дельте, на Георгиевском рукаве. Во время турецкой войны 1788?91 г. запорожцы выступали на стороне турок против русских; но с началом войны 1806?1812гг. они начали частями переходить на русскую сторону, в Бессарабию, к генералу Михельсоиу. Из них в 1807 году было сформирован отряд под названием Усть-Дунайского войска (в количестве около 500 казаков), но вскоре оно было упразднено. В 1823г. "усть-дунайские запорожцы" были поселены в с. Акмангит Аккерманского уезда (здесь и сейчас живёт свыше 4000 душ малорусов)'; часть их ушла обратно в Турцию. С 1818г. запорожцы опять стали переселяться из Турции небольшими партиями в Бессарабию. Во время войны 1828 г. из запорожцев, а также из разного звания „ бурлаков", было составлено два полка, названные Дунайским казачьим войском. По окончании войны войско это поселено в Аккерманском уезде, где к 1845 году числилось 8 станиц, 1416 душ (в 1907г. 4300 малорус.) Всего 7358. К этому же войску было причислено 706 душ "коронных цыган". Главная квартира войска была в Волонтировке, а с 1856г. в Байрамче (Николаевка-Новороссийская). В 1868г. оно было упразднено. В 1827г. их было здесь 397 душ обоего пола.

Малороссийское общество в Бессарабии

Данная группа составляют 20 % всего населения Бессарабии. Коренное малорусское население сосредоточено на севере губернии, преимущественно в Хотинском уезде. Здешние малорусы являются теми же самыми русинами, что и в прилегающих частях австрийской Буковины и в литературе они и известны под именем русин. По своей внешности бессарабские "русины" заметно отличаются от своих собратьев, живущих в соседней Подольской губернии, весьма сильно приближаясь к тем украинцам соседних частей Буковины,. которые носят название "подоляне". По разговору хотинские украинцы занимаю середину между приднестровскими малорусами Подольской губернии и "подолянами" соседних частей Буковины и Галиции. Сами себя наши малорусы называют руснаками или русскими. Раньше нередко их называли райками или райлянами, потому что при турецком владычестве они заселяли Хотинскую райю, в Аккерманском уезде есть деревня Райлянка, названа так, потому что она населена малорусами - переселенцами из Хотинского уезда. Малорусы населяют сплошными массами преимущественно северную Часть Хотинского уезда, занимая 112 сел; кроме того, в 22 селах они живут совместно с молдованами. Всего в этом уезде, считая с городом, малорусы составляют 53 % населения. Отдельными поселениями они встречаются и в соседних частях Сорокского и Бельцкого уездов. Всего коренного малорусского населения (так называемых русин) в северной Бессарабии насчитывается до 250 тысяч. Отсюда, а именно из Подолии и других мест Росии, малорусы переселились, а отчасти и теперь продолжают переселяться, и в прочие уезды Бессарабии (кроме Кишиневского), особенно - в Аккерманский. Много малорусов поселились около Аккерман и Бендер. В 1907 году в Аккерманском уезде, не считая города, было 67 тысяч малорусов, в Измаильском - 38 тысяч. В центре Аккерманского уезда, около с. Байрамчи, живут малорусы, потомки главным образом запорожцев, в 1775 году, по уничтожении Сечи, переселившись в Турцию, на Дунай, а затем в 1807 и 1828 года вернувшихся в Россию; здесь они в южной Бессарабии образовали Новороссийсое казачье войско, недолго просуществовавшее. Некоторые малорусские селения припрутской части Бельцкого уезда считают себя переселенцами времен Хмельницкого (17 в.).  

Группа крестьян-малоруссов с.Клишковцы

Внешность у малоросов - Среднего роста, темные волосы, череп суббрахицефалический. Бреют бороду. По характеру медлительные и беспечны, как и вообще все украинцы. Те которые населяют русскую Буковину, более опрятные и щеголеваты, чем придрестровские. Летом мужчины носят узкие белые полотняные штаны, а затем, поверх их (не заправляю в штаны) такую же белую сорочку с разноцветным льняным поясом, окаймленным узким ремнем с медными пуговицами.  К ремню пришивают "калытку" (кисет) из бараньей кожи и нож, а курильщики еще огниво для добывания огня. Поверх сорочки "чугай" (вид пальто).  На ногах "чоботы" (сапоги), "постолы" (лапти) или Буковин "черевички" (башмаки). Обертывают ноги онучами. На голове "капелюх" соломенная или серая войлочная шляпа; соломенные капелюхи домашнего изделия. Зимою поверх полотняных штанов носят еще одну пару льняных штанов (гач и) или из бараньей кожи шерстью внутрь ("мышины") молдавского мешинь. Поверх сорочки кожух (тулуп без воротника), а поверх кожуха еще чугай.  На кожух вокруг пояса нашивают из красного сукна своеобразные цветы. На головекучма, высокая смушковая шапка, черного или серого цвета; название заимствовано с молдавского кушмы.

Женщины летом и зимой носят белую полотяную сорочку с разноцветными вышивками на груди, рукавах и плечах. Вместо юбки широкую темную или с красноватым отливом льняную "горботку" или "катрынцю" с двумя пришитыми к ней узкими разноцветными поясами "баюрами" для подвязывания горботки вокруг тела. Поверх горботки широкий разноцветный льняной пояс "крайка".

Группа малорусских девушек.

Поверх сорочки "чуга", такой же как и у мужчин. На ногах кожаные "черевички", а зимою сапоги. На голове разноцветный платок у девушек или "рушнык" (утиральник) у замужних. По праздникам девушки любят носить на голове венки "карабули" из стекляруса, лент, искусственных цветов, павлиньих перьев и т. д. На шеи мониста "цяток" Поверх чугуя длинный кожух, который летом надевают только идя в церковь. Из женской зимней одежды можно упомянуть еще о "контуше" (шубе), покрытой темно-синим  или черным сукном. Живут в так называемых турлучных хатах, снаружи и внутри обмазанных глиной. При постройке хаты, сначала в главных местах, преимущественно по углам вкапывают "сохи", т.е. деревянные столбы, на которые сверху кладут горизонтальные балки. Для устройства стен между "сохами" вкапывают в землю вертикальные колья, приблизительно на пол аршина один от другого. Пространство между кольями или заплетается прутьями (которые после этого тщательно замазываются глиной), или заполняются глиной, смешаннойс соломой. Затем стены снаружи и изнутри снова обмазывают глиной. Кроются хаты соломой, реже камышом. В Буковине постепенно входит в употребление деревянный верх. Снаружи с фасада дом белят "вапном" (известью, а в Буковине гипсом). Вокруг стен, в основном с фасада, устраивается "прызьба" (заваленка). Топят кизяком (топливом из сухого скотского помета). Хата состоит обычно из трех частей: большой хаты, сеней и малой хаты или "хатчаны". Пол глиняный. Внутренний вид малорусской хаты. с.КлишковцыВнутреннее убранство хаты таково. В углу помещают образа, обычно украшенные цветами. около печки досчатая постель на четырех столбах (ножках), бвитых в землю. По стенам длинная лавка. Под иконами стол. Над постелью "жердка", на которой складываются кожухи, рубахи, холст, приданое невесты и прочее. Из мебели имеются: "мыснык", т.е. открытый шкаф для посуды, "ослин" или деревянная скамейка, "стильчык" или низкий табурет, "полыци" (полки), устраиваемая вдоль стены выше окон для хранения хозяйственных принадлежностей. Двор огорожен плетнем или оградой из грубо сложенных (необмазанных) камней или оградой из грубо сложенных (необмазанных) камней "мурь". Изредка устраивают деревянные заборы "парканы". Бедняки обносят усадьбу земляной насыпью, на которой для защиты от домашних животных разводят колючие растения "повий". Во дворе имеются хозяйственные постройки: гумно "тик", на котором нередко устраивается "стодола", помещение для клада хлеба и молотьбы его, загон для скота "оборы", помещение для кукурузы "кошница", помещение для хозяйственных построек "комора" и прочие. Хаты в деревне располагались без всякого плана: улицы узкие, непрямые. Почти возле каждого дома сад, особенно обширные в Буковине, где хаты тонут в садах. В центре деревни церковь, иногда старая, деревянная. На окраинах один или несколько "витрякив" (ветряных мельниц).  Хата зажиточного крестьянина-малорусса.Едят то же самое, что и молдоване - мамалыга, брынза. Можно упомянуть еще о саламахе - постное блюдо, приготовленном из растертого чеснока, разведенного квасом или водой с уксусом; сюда же добавляется немного конопляного масла. В Буковине из слив готовят так называемое повидлу. Это упревшая в печи и протертая через сито слива с небольшим количеством сахара.  Малорусы занимаются исключительно хлебопашеством, огородничеством и садоводством. Земли в общем мало, так как население густое, и землю сплошь и рядом арендуют у помещиков. В Хотинском уезде крестьянский надел составляет всего 3,4 десятины на двор. Надельные земли в количестве 160 тысяч десятин распределены между 47, 369 дворами. Часть земли составляет собственность заграничных монастырей; так например, с. Клишковцы принадлежит Ватопедскому монастырю. Из хлебов сеют кукурузу, рожь, ячмень, пшеницу, овес и гречиху. Из огородных растений садят: лук (цыбулю), чеснок, перец, морковь, петрушку, свеклу, картофель, бобы, горох, капусту, огурцы, помидоры, баклажаны, арбузы, дыни, тыкву и др. Следует отметить разведение чеснока, который много занимает в Буковине, особенно в с. Санкуцы, где чеснок возделывают даже в поле. Сбывают чеснок не только в Хотине, но и на юге Бессарабии и в Херсонской губернии. В Буковине, а так же и в других малорусских селах охотно возделывают анис "гынышь", который идет даже в Австрию.

Малорусское с.КельменцыВ Клишковской волости разводят свеклу (бурак) и сбывают ее на сахарный завод в с. Зарожанах. некоторые села специализировались на разведении капусты, картофеля, красного перцу, луку. Из кормовых трав охотно сеют люцерну и кормовую свеклу. Виноград не отличается высоким качеством и не всегда дозревает. Пчеловодство мало развито. Вследствие малоземелия скотоводство не в блестящем положении. Поселяне большую часть скота вынуждены отдавать на выпас "имаш" в помещичьи экономии. Подсобными промыслами является извоз, рубка и сплавление леса по Днестру, ломка камня по берегам Днестра и сплав его, тележный промысел, выделка бочат для сушеной сливы, изготовление мебели, домашней утвари, обжигание угля, в с. Малинцах гончарное производство, в с. Рухотин кустарная выделка сукна. Значительно большее значение имеет уход на фальчи, т.е на уборку хлеба и косьбу в южной Бессарабии. Еще с осени малорусы подряжаются на полевые работы; летом, соединившись в небольшие артели "читы", они на повозках тянуться на юг Бессарабии. А в конце лета, заработав несколько десятков рублей, возвращаются обратно. 

Малорусская хата, крытая камышом. с.КлишковцыМногие так же нанимаются батраками. Переходя к духовной культуре северно-бессарабских малорусов, остановимся на свадебных обычаях, которые здесь заметно отличаются от того, что наблюдается среди украинцев Киевской и Полтавской губерний, где например распространено выпечка коровая или свадебного хлеба. Свадьбы заключаются осенью, после уборки хлебов, а так же зимой перед великим постом. после предварительных переговоров между женихом и невестой, от жениха к родителям невесты являются вечером сваты. Получив согласие родителей и пригласив в хату жениха, сваты начинают угощать домашних невесты принесенной с собой водкой. Это называется "пыты слово". Тут уславливаются относительно дня обручения "заручыны". Обручение заключается в следующем: спросив жениха и невесту, согласны ли они вступить в брак, берут у них кольца и бросают в миску, наполненную рожью или пшеницею. Затем жених ищет кольцо невесты, а невеста жениха. Далее следует угощение с неизменной водкой, которую приносят со стороны жениха. Тут же назначают день свадьбы. Свадебное торжество происходит обычно дважды: и у жениха, и у невесты. Каждая сторона приглашает по два шафера и по две подружки (т.е. всего восемь), а также по два или по одному "пану старосте". Нанимают музыкантов "скрыпныкив", играющих на скрипке, цимбалах, "бубне" (род небольшого барабана), виолончели. Вечером в пятницу начинаются все свадебные церемонии. Нестеровский их описывает следующим образом. Прежде всего изготавливают для участников свадебные значки из листьев вечнозеленого барвинка, а так же плетут венки для жениха и невесты. Венок для жениха готовят так. Кружок, размером с медный пятак обшивают при помощи синих и красных нитей барвинком, листья которого потом покрывают сусальным золотом; к середине ободка прикрепляют веточки из василька (вероятно это не настоящий василек, а садовое растение базилик), сверху небольшое павлинье перо, а снизу кисть из гаруса "киточка". Венок надевают жениху на овечью шапку при пении особых свадебных песен. Шапку с венком жених надевает не сам, а при помощи дружков и шаферов. Венок невесты сложнее. он плетется из пеньки и обшивается позолоченным борвинков; затем его надевают на голову невесты, у которой косы расплетены и расчесаны; посреди головы к волосам прикрепляют звездочки из листьев барвинка. Такие же звездочки пришиваются всем участникам свадьбы: шаферам к шапке, дружкам к волосам, свахам к головным уборам "кырпам". При этом поют свадебные песни, например: 


Повiй, вiтре, дорогою 
За нашею молодою!
Розвiй, вiтре, русу-косу 
По червоному поясу! 
Нехай руса-коса знае, 
Шо вiночек приймае и т.д. 

Обрядом плетения венка заканчивается этот день. На следующее утро, в субботу, жених и невеста отправляются в церковь. В тот же день невесте расплетают косу и при пении песен чешут волосы. Невеста встает и кланяется по три раза в ноги отцу, матери и всем родным. Затем шафера, дружки и невеста берутся за руки и направляются к дверям. Старший дружка бьет по дверям палкой и говорит: "пане старосто, просымъ благословенства". Староста благословляет. Это повторяется трижды как перед дверью, так и в сенях. Выйдя со двора, свадебная процессия направляется с песнями к пассаженным отцу и матери, к священнику и другим лицам, имея во главе старосту с ключами и водкой в руках. Эти припасы оставляют в доме того, к кому идут. Обойдя всех, кого нужно, возвращаются домой, где пируют и танцуют до глубокой ночи. В воскресенье, перед отправлением в церковь, жених и невеста снова с соответствующими обрядами спрашивают благословения у родителей. Затем жених и дружки едут в церковь верхом на лошадях, а остальные на возах. После венца новобрачные возвращаются каждый в свой дом. Жениха и невесту встречают с хлебом-солью родители и благословляют их; при этом мать выходит, надев кожух наизнанку. Затем предлагается свадебный обед, во время которого поют песни, а после обеда танцуют. После обеда жених с дружками верхом отправляются за невестой, остальные следуют на повозках. Перед домом невесты поют песни. У невесты же в это время на дворе танцуют "волоскiй танец" (молдавский). Жених трижды во всю прыть объезжает кругом танцующих. Когда он остановит коня, к нему выходит невесты, подносит ему чарку водки и сама пьет. Выпив водку, жених бросает невесте на тарелку или в миску деньги, а она покрывает его коня ковром. Прибывшие с женихом поют песни. Затем начинается своеобразный обряд "ловления калача". Жених и невеста меняются калачами, которые они носят, начиная с субботы, на руке. Под насаженным на плаки калачом жених трижды проезжает на лошади, после чего старший шафер схватывает калач и скачет с ним на лошади в поле, другие стараются догнать его и завладеть калачом. Закончив с этим, входят в дом невесты и усаживаются за стол, причем впервые новобрачные садятся вместе, однако, лишь после того как молодой заплатит выкуп брату новобрачной за право сидеть рядом с женой. После закуски, под музыку, пение и пляски, молодые в сопровождении участников свадьбы уезжают из дома невесты к месту жительства новобрачного. В понедельник вечером происходит "пропiй": в доме новобрачного покрывают платком голову молодой. При этом новобрачная и её родители обычно плачут.

Похоронные обряды таковы. Умирающему дают в руки свечу. После смерти тело покойного обмывают теплой водою, одевают в чистое белье "шматя" и кладут на сено на лавку. верху покрывают белым полотном, а под голову пожилому мужчине, как и у молдова, кладут шапку, с которою и хоронят. Замужнюю женщину хоронят в ее головном уборе "кыпаре" или "кычке". Девушке а иногда и парню, кладут на голову венок из листьев или цветов. Еще недавно, в день смерти в дом родственников умершего вечером собиралась молодежь на так называемый "лубокъ", погребальная игра. После положения тела в гроб, все вещи в комнате перемещаются на другие места. Затем изготавливают свечу, длинной равной длине тела покойника; эта свеча, по возвращении с похорон, горит в доме целую ночь. До погребения родственники-мужчины ходят с непокрытой головой. При выносе ударяют гробом трижды о порог комнаты, из которой выносят, а так же о порог избы, что означает прощание покойника со своим домом. При выносе гроба наружу, на крышку его кладут кусок полотна аршина в полтора или полотенц "рушныкъ", а так же хлеб или калач со свечой. Все это со временем переходит в пользу духовенства. Перед выступлением похоронной процессии с двора у ворот кладут кусок полотна, через который переносится гроб. Полотно потом дарят одному из присутствующих; дарят так же живую курицу. Гроб несут на руках или везут на волах. По дороге родные плачут и причитают. По возвращению с похорон, дом устраивают поминки, причем угощения начинается с "колыва" или кутьи.

Из верований отметим следующие. Молния и гром происходят от преследования архистратигом Михаилом дьявола. Дьявол старается укрыться под ногтями человека или под шерстью собак. Поэтому человеку во время грозы не следует иметь длинных ногтей и держать около себя собак. Загоревшееся от удара молнии строение следует тушить не водой, а коровьем молоком. Эти поверья являются общими всеми малорусами (не только хотинскими). Если гроза долго продолжается, то для прекращения дождя выбрасывают из хаты лопату или кочергу. Весьма распространены поверья о ведьмах. Они выдатвают корову и других домашних животных, пугают пьяных, чаруют зельем, берут пыль с того места, где грызлись собаки и посыпают ею супругов, поселяя в семье раздор. Днем ведьмы появляются на кануне дня св. Георгия. "Опыри" (упыри, от слова вампиры) - это люди, имеющие при жизни хвост. После смерти они по ночам встают из могилы и безпокоят людей: садятся на них и ездт, как на коне и т.д. Вернувшись в могилу, опырь ложится лицом вниз, а не вверх. Чтобы обезвредить его, нужно открыть могилу и воткнуть опырю осиновый кол в спину. Любопытно некоторые суеверия и приметы хотинских малорусов. В понедельник не следует печь доме хлеба, иначе появится тараканы. плохой признак, если в пути вертится кто-нибудь с пустыми "коновками" (деревянными ведрами). Вор для успеха своего дела должен запастись свечой, которую дают в руки умирающему; присступив к воровству, вор зажигает свечу, отчего все в доме засыпают глубоким сном. В ночь под Рождество рогатый скот говорит человеческим языком, причем чаще всего беседует о дне смерти своего хозяина. Нужно отметить, что хотинские малорусы там, где они соприкасаются с молдованами, подвергаются румынизации. Так, пограничные с Австрией село Коленкоуцы населено орумынившимися руснаками. Даже от типичных малорусов, можно здес услышать такие молдавские слова, как "моша" вместо повивальная бабка, "нанашь" вместо крестный отец, "фин" вместо крестны и т.д. Целый ряд исследователей подметили это омолдованивание малорусского населения, распространенняющееся не только на язык, но и на быт. "Выйдешь иной раз в здешнюю (т.е. Хотинског уезда) деревню, и сам не знаешь, среди кого очутился - малорусов или молдован", говорит Нестеровский; "кругом слышишь речь малорусскую, но зато остальное почти все молдованское". несмотря на то, что молдаванское население по культуре не стоит выше малорусского, активным элементом являеются молдоване, пассивным - малорусы. В смешанных селениях сплошь и рядом поподаются малорусские семьи, где старшее поколение свободно говорит на родном языке, а младшее уже не умеет говорить, а иногда даже и не понимает. Нередко бывает трудно сказать, именем ли мы дело с молдаванами, говорящими по малорусски, или с малорусами, прекрасно объясняющимися по молдавански. В более южных уездах, где малорусов меньше, а молдван больше, процесс денационализации славянского населения быстрее, чем в Хотинском уезде. Так, в Сорокском уезде в начале 70-х годах было 26 селений, где говорили исключительно по малорусси; в 1907 году таких осталось только 16, а другая часть или совсем омолдованены. С другой стороны на самом юге нередко наблюдается и обратный процесс молдаване подвергаются украинизации.

 


Источники:
1. А.А. Шахматов. Повесть временных лет. Том I. П. 1916, стр. 12, изд.Археографической Комиссии.
2. Введение, стр. 104.
3. Статистическое описание Буджака, стр. 124.
4. Бессарабия. Страна-Люди-Хозяйство. С картой и 30 рисунками. (Родиноведение). Л.С. Берг. Петроград. Из-во "Огни". 1918г.

Текст переработан Р.Н. Михайленко