История моей семьи. Моя семья в истории России. Наши предки в Молдове (Бессарабия).
Моя фамилия МИХАЙЛЕНКО!
«Борщи» - так называли наших предков здесь, в Бессарабии. Часто сидя в кругу семьи и родственников я слышал о «Борщах». Никогда особо не придавал этому значения. Ну «Борщи» и «Борщи». Задавая вопрос родителям и родственникам о том, что за Борщи и почему нас называют Борщами? Я получал ответ – «Два брата, вроде как даже Яков и Константин перебрались в Бендеры с территории нынешней Украины, из селения под названием Борщи, и обосновались здесь в районе села Протягайловка. Односельчане из-за места их прошлого жительства, прозвали братьев и их потомков «Борщами».
Ну и как всегда, чтобы не было скучно! На Украине оказалось два села Борщи. Одно расположено в Котовском районе, другое в Барском – какое из них, интересно? Мне оказалось, очень! Так и стало моей целью – найти откуда точно переселились предки и документально подтвердить этот факт. Лет в 20 у меня была попытка построить наше древо, но дальше листка бумаги это не пошло. Уже в 27 лет я осознано вернулся к этому вопросу. Обстоятельством, которое меня побудило к изучению и сохранению истории нашей семьи послужила смерть моей любимой бабушки Марии Прохоровны. Я для себя понял, что время идет, люди уходят и кроме памяти о них ничего не остается, все остальное тленно. Кому-то покажется и этого достаточно, но вы спросите себя – «Вы что-то помните о своем прадедушке?». Может он не был великим, но наверняка он был умным, добрым, созидающим человеком. Сейчас многие из вас и не вспомнят ФИО своего прадедушки – это память, но она имеет свойство угасать и многое забывается. Я хочу сохранить память, любовь и теплоту о своих близких и родных. Оставить в истории и наших сердцах их образ, историю их жизни и быта, фотографии, документы для всех нас, на долгие годы.
Выбор периода изучения и начало поисков
За последние боле чем 4 года мной были внимательно изучены многие архивные фонды, исторические документы, карты, литература, краеведческая информация по родному городу Бендеры и Бендерскому уезду.
Свои поиски я решил начать со своего прадедушки Якова, который проживал в селе Ларга, Новоаненского района. Он мне был близок, я о нем много слышал от родителей и понимал, что я могу постараться найти о нем какие-то неизвестные мне документы, фотографии и установить факты из его жизни. Начал по крупицам из рассказов родственников собирать историю его жизни. Результат не заставил себя долго ждать и возникло понимание, за что можно зацепиться. Яков с дочерью Екатериной во времена Сталинских репрессий был в числе репрессированных и сосланных в Сибирь на спецпоселения. Документами об этом, точные даты и места куда были выселены Яков с Екатериной назвать родственники не могли. Я решил пойти поступательно в своих исследованиях. Семья Михайленко Сергей Павловича, помогла найти паспорт, а также пенсионное удостоверение Якова. Из паспортных данных мне стал известен его предположительный год рождения – 1887 г. Говорю предположительный, потому что, возраст людей старше 40-50 лет указываемый в записях того времени редко соответствовал действительности. Как правило возраст по разным документам мог отличатся от 2-5 лет в ту или иную сторону, и изучая другие архивные документы я в этом убедился, так как в них были указаны различные года рождения Якова. (Пример - личное дело выселенца № 914 от 1949 г. в нем указан – 1886 г.р.). Так же мне была известна информация, что дочь Якова Екатерина сейчас жива и проживает у своего младшего сына Сергея Тимофеевича в селе Пикус, Новоаненского р-на Молдовы и о ней так же можно найти документы у родственников. Зная факт о высылке своих родных, я решил узнать сохранились ли их личные дела. Эти дела могли представлять огромным источником информации по прадеду Якову и Екатерине. Получить и найти эти дела оказалось не так просто.
Март 2013 г. После целого ряда запросов в органы: «Министерства обороны Российской Федерации», «Центральный архив ФСБ России», «ГУ МВД России», «ГУ МВД по Пермскому», «УМВД по Тюменской области» и мн. другим удалось выяснить, что Яков и Екатерина были на спецпоселении в Тюменской обл. Ярковском р-н, деревне Космаково. Их личные дела хранились соответственно там же в Тюмени. Для получения и ознакомления с их делами мне было необходимо провести процедуру их реабилитации на территории Российской Федерации, поскольку выяснилось, что Яков и Екатерина не были реабилитированы в России. Кроме этого от меня требовалось документально подтвердить полную цепочку родства с Яковом и Екатериной. С этим у меня и возникла огромная проблема. До своего дедушки Ивана (сына Якова) – я мог смело найти подтверждающие документы в нашем семейном архиве, но вот подтвердить родство моего дедушки Ивана и его отца Якова оказалась сложной задачей. Решить эту проблему самому, не находясь в Молдове казалось мне не по силам.
Октябрь 2013. Из числа сотрудников Национального архива города Кишинев я нашел волонтера, через которого был заказан поиск подтверждающих документов о составе семьи Якова. Результат поисков оказался положительный. Были найдены и попали в мое распоряжение следующие документы: Список жителей села Ларга за 1942 г. (Ф.112. оп.1. д.6265), Списки румынских поданных за 1941 г. (Ф.112. оп.1. д.6241), 1942 г. (Ф.112. оп.1. д.6261), 1942 г. (Ф.112. оп.1. д.6260), 1942 г. (Ф.112. оп.1. д.6262). Из данных документов удалось фактически, достоверно установить состав семьи Якова. Находкой в этих документах оказалась никому не неизвестная дочь Якова – Анастасия.
Далее оставался вопрос техники, времени и упорства. Семья Друшка Петра Тимофеевича помогла и выслала мне копию паспорта Екатерины. Имея на руках список практически всех необходимых документов, после моего запроса в «Департамент информационных технологий республики Молдова» мне были высланы справки о реабилитации Якова и Екатерины на территории Молдовы. Яков и Екатерина были реабилитированы родственниками на территории Молдавской ССР в 1989 г. Имея на руках комплект документов я обратился в «ГУ МВД по Московской области» с запросом о реабилитации Якова Михайловича, Екатерины Яковлевны и Марии Терентьевны на территории Российской Федерации.
Июнь 2014. Яков, Екатерина и Мария были реабилитированы на территории Российской Федерации.
Август 2014. Наступил долгожданный момент. Мне прислали и выдали дела Якова и Екатерины для ознакомления. Проделанный труд был не напрасен и в делах содержалось действительно очень много интересной, полезной и неизвестной информации. По результату этого этапа поисков мной были составлены и оформлены биографии Якова и его дочери Екатерины. В них приведены ссылки на документы, сами документы, фотографии и многое другое. Вы можете их прочитать в разделе нашего сайта «Биографии».
Изучив полученные дела Якова и Екатерины, а также полученную попутно информацию от родственников и из архива г. Кишинев, я понимал, что можно и стоит развивать клубок семейной истории дальше в глубь времён.
Возвращаясь к нашим братьям из Борщей. Надо было понять и решить какой период времени брать для изучения. Изучить всё, и вся не реально.
На основании собранных рассказов родственников о наших предках, переселившихся из Борщей в Бессарабию, решено было взять за основу изучения период 1900-1950 гг. Данный период был выбран, так как практически все родственники сходились во мнении, что предки перебрались в Бессарабию в после революционные годы (после 1917 г.). Год рождения Якова (1887 г.р.) и его родного брата Константина (1889 г.р.). так же по логике сходились. Получалось что эти два брата как раз и переехали из Борщей в возрасте 20-30 лет.
Но выбранный период оказался в корне не верным. Это выяснилось после того как я приступил к изучению метрических записей, об этом немного позднее. Поняв и признав свою ошибку в выборе временного периоду для изучения, я взял более ранний 1850-1900гг. Эта эпоха для меня была что-то из области фантастики. Потому, что в каких документах искать там информацию я абсолютно не понимал. Обратился к всемирной паутине, генеалогическим форумам и статьям о генеалогии. Выяснилось, что лучшим источником служат Метрические книги, которые велись и ведутся служителями церквей. Находясь дома у родителей в г. Бендеры, я безусловно обратился в местный Бендерский городской архив и к служителям Преображенского собора. Мне удалось выяснить, что метрических книг в ПМР по Преображенскому собору за 1880-1900 и более ранние года мне не найти. Почти все метрические книги хранятся в том же Национальном архиве города Кишинев. В Бендерском городском архиве хранятся только похозяйственные книги начиная с 1945-1960 года. В силу своей географической удаленности и невозможности работы в данном архиве, мне пришлось искать пути решения этого вопроса. Опять-таки после изучения информации на ряде форумов по генеалогии, мне подсказали где можно найти и удаленно ознакомиться с архивными документами, которые находятся на хранении в Национальном архиве г. Кишинёв. В свое время архивный фонд Нац. Архива был оцифрован и сейчас пока, что еще находится в свободном доступе в интернете. Ссылки на изучаемые мной документы я выкладывать в раздел нашего сайта «Архивные документы». Там они отсортированы по г. Бендеры и Бендерскому уезду, а также к ним даны примечания. Ну а теперь о находках.
Метрические книги. Начал я их изучение с Преображенского собора города Бендеры. Руководствовался логикой – собор самый крупный в городе, с большой историей, по нему сохранилось наибольшее количество документов, и наверняка почти все православные жители города именно там крестили детей и сочетались узами брака.
Моей радости не было предела, когда после начала изучения метрических записей Преображенского собора за 1886 год. была найдена запись о рождении Якова. После этого мной безусловно было принято решение изучить остальные имеющиеся в распоряжении метрические записи данного собора. Выяснилось, что в данном соборе были крещены всеми нам известные предки одной ветви: ЯКОВ (1886 г.р.) и КОНСТАНТИН (1889 г.р.), а также и неизвестные: ВАРВАРА (1878 г.р.), МАРИЯ (1882 г.р.), АНДРЕЙ (1884г.р.), АЛЕКСАНДРА (1895 г.р.). Все они имели одних родителей МИХАИЛА и ДОМНИКИЮ. Самое интересное было, то что на момент рождения (крещения) в том числе и первого ребенка, родители Михаил и Домникия уже были Бендерскими мещанами и проживали в Бендерах. Что из этого следует?! А следуют простые выводы – Яков и Константин не были теми двумя братьями, которые перебрались в Бессарабию, по сколько они уже родились в Бессарабии. По мимо этого не только период (1900-1950) о котором я писал выше был не верным, но уже этот выбранный период (1850-1900) оказался выбранным неправильно. В тот момент времени я даже и не знал, радоваться находкам или грустить.
На определенные мысли и размышления меня наводил еще тот факт, что мной на основе ранее выбранного периода изучения, параллельно с изучением документов по Преображенскому собору мной были заказаны и оплачены исследования в Госархиве Одесской области. Как вы понимаете, я все же решился взять и изучить село Борщи. А взял я конечно, то село, которое находятся поближе (с.Борщи, Котовский р-н) к нам (городу Бендеры). Вероятность успеха найти упоминания о двух братьях на тот момент мне казалась очень высока. Увы период 1900-1930 изучения сотрудникам архива Одесской области был задан не верно. Братьев как вы понимаете я там не нашел, но нашлось много однофамильцев. Связать найденных однофамильцев с нашими предками пока не удалось. Возможно, это получится сделать в дальнейшем. Остается вероятность того, что братья приехали именно из этих Борщей и не просто так в той местности Украины, на тот период времени было столько наших однофамильцев. Интерес и интрига не только сохранялись, а она нарастали с каждым найденным документом. По промежуточным результатам проделанной работы стало понятно, чтобы найти упоминание о предке, который переехал из Борщей, необходимо брать еще более ранний отрезок времени. Так что я взял 1800-1850 гг. и «поехал» в эпоху императоров Александра I и Николая I.
Первые упоминания.
Михаил По мере моих исследований архивных документов, оперируя уже только сухими фактами из найденных документов, я все больше понимал, что наша семейная легенда рассыпалась.
За время поисков на основании найденных архивных документов было установлено:
Первым из известных родоначальников был Михаил Михайленко. Ориентировочно 1760-1767 года рождения. Его место рождения и место проживания установить на данный момент времени по имеющимся материалам не представляется возможным.
Первое упоминание о Михаиле мной было встречено в 8-ой переписи за 1835 год по г. Бендеры (РС Ф.134. оп.2. д. 13, стр. 52 об.) среди Малороссийского сословия. Данное сословие было наиболее многочисленным в городе (Этнографическая карта сельского населения 1907 г.). О данном сословии в Бессарабии вы можете прочитать подробнее на страницах нашего сайта «Малорусы (украинцы)». В данном документе упомянут Михайленко Еремей Михайлович, соответственно по отчеству отец Еремея был Михаил. В переписи указывалось, что Еремею было 50 лет., путем не хитрых математических вычислений устанавливаем год рождения Еремея - 1785 г.р. Из наблюдений в процессе изучения, в то время, средний возраст мужчин, вступивших в брак у которых появлялся первый ребенок составлял порядка 18-25 лет (в принципе, как и сейчас). Путем опять-таки не хитрых вычислений делаю вывод, что Михаил был примерно 1760-1767 года рождения. Данный факт о примерном возрасте Михаила так же удалось подтвердить по другим Ревизским сказкам по г. Бендеры (РС 1835 г. Ф.134. оп.2. д. 14, стр. 140 об), (РС 1857-1859 гг. Ф.134. оп.2. д. 633, стр.426 об.). В которых так же указаны его сыновья Еремей и Филипп. Изученная, имеющиеся ревизская сказка за 1818-1819 года результатов не дали. В ней упоминания о наших предках не найдены. А последующая 7-а всенародная перепись населения Бессарабии 1820-1835 годов в отличии от всей другой Российской Империи не проводилась, хотя по имеющейся информации подготовка к ней все же велась и по ее результатам в 1824 году были составлены посемейные списки жителей в том числе и нашего города Бендеры.
Дети и внуки родоначальника рода
Перейду к детям и внукам Михаила.
В вышеупомянутых Ревизских сказках были найдены два сына Михаила – Еремей и Филипп. В ревизиях они указываются Бендерскими мещанами, то есть городскими жителями.
- Еремей – 1785 года рождения (РС 1835 г. Ф.134. оп.2. д. 13, стр. 52 об.). Из данных указанной переписи супругой Еремея была Акулина Михайловна в возрасте 40 лет (1795 г.р). У них было трое известных детей: Евдокия в возрасте 13 лет (1822 г.р.), Ирина в возрасте 7 лет (1828 г.р.), Иван в возрасте 10 лет (1825 г.р.). Эти же данные о составе семьи и их годе рождения подтверждены и по другим Ревизским сказкам г. Бендеры за 1835г. (Ф.134. оп.2. д. 14, стр. 140 об). Умер Еремей Михайлович в 1854 году. (РС 1857-1859 гг. Ф.134. оп.2. д.633, стр. 427).
- Филипп – 1805 года рождения (РС 1835г. Ф.134. оп.2. д. 13, стр. 116 об.; РС 1835 г. Ф.134. оп.2. д. 1, стр. 205.). Из данных Ревизской сказки 1857-1859 гг. (Ф.134. оп.2. д. 633, стр. 408 об.) супругой Филиппа была Мария Ивановна в возрасте 28 лет (1822 г.р.). У них было трое известных мне детей: Агафья в возрасте 16 лет (1843 г.р.), Михаил, в возрасте 6 лет. (1853 г.р.), Иван в возрасте 2 лет (1857 г.р.). Так же с ними проживал племянник Филипп по имени Корней в возрасте 7 лет (1852 г.р.). Эти же данные частично подтверждены и в более ранней переписи (РС за 1850 год Ф.194. оп.2. д.204, стр.150 об.).
Схематично состав семьи выглядит так:
Теперь подробнее о внуках и правнуках Михаила.
Ветвь Еремея Михайловича и Акулины Михайловны.
В семье Еремея и Акулины было трое детей:
- Евдокия Еремеевна - 1822 г.р. (РС 1835 г. Ф.134 оп.2. д.13 стр.53). Какой-либо дополнительной информации кроме года рождения из ревизских сказок, о ней найти пока найти мне не удалось. На момент переписи 1835 г. Евдокии было 13 лет. В переписи 1850 г. (РС Ф.134. оп.2. д. 204 стр. 68) в составе семьи Еремея, Евдокия уже не значится. В момент данной переписи 1850 года, Евдокии должно было быть 28 лет и скорей всего Евдокия вышла замуж и сменила фамилию Михайленко на фамилию мужа. Возможно в процессе дальнейших поисков по разделам «Браки», в метрических книгах мне удастся найти запись о браке Агафьи и узнать за кого она вышла замуж и какую фамилию носила после бракосочетания;
- Иван Еремеевич - 1826 г.р. (РС 1835 г. Ф.134 оп.2. д.13 стр.53). На момент переписи 1835 года, Ивану было 10 лет. Иван так же значится в исповедных ведомостях (ИВ 1843 г. Ф.211 оп.1. д.44 стр. 72). Иван был дважды женат и у него было восемь детей. Информации о данной предке очень много и именно Иван стал ключом к объединению двух родов Михайленко, проживающих в настоящее время в г. Бендеры.
- Ирина Еремеевна - 1828 г.р. (РС 1835 г. Ф.134 оп.2. д.13 стр.53). На момент переписи 1835 г. Ирине было 7 лет. Ирина так же значится в исповедных ведомостях (ИВ 1843 г. Ф.211 оп.1. д.44 стр. 72). В переписи 1850 г. (РС Ф.134. оп.2. д. 204 стр. 68) в составе семьи Еремея, Ирина не значится. В момент переписи 1850 года, Ирине должно было быть 15 лет. По какой причине она в ней информация не указана, судьба ее не известна.
Схематично состав семьи выглядит так:
О семье Ивана Еремеевича
Иван Еремеевич был дважды женат. Первая супруга Ирина Игнатьевна. Запись о их браки пока не найдена. Вторая супруга, вдова Бендерского мещанина Анна Семеновна Сиденкова. Брак Ивана и Анны заключен в Преображенском соборе 25.12.18879 г. (МК 1879 г. Ф.134 оп.2. д.39 стр. 183). Поручители по жениху были: Бендерские мещанине Трофим Иванович Лунгу, Михаил Кирилюк. Поручитель брака по невесте были: - Бендерские мещанине Михаил Федоренко, Григорий …., Протоирей - Григорий Боволь. Известно, что мать Ивана Еремеевича, Акулина Михайловна после смерти своего мужа Еремея Михайловича (в 1854 г.), проживала вместе с сыном и его семьей. У Ивана Еремеевича с Ириной Игнатьевной было четверо детей:
- Семен Иванович – 1847 г.р. (РС 1857-1859 гг. Ф.134 оп.2. д.13 стр.373). Умер 1851 г. (РС 1835 г. Ф.134 оп.2. д.13 стр.373).
- Домна Ивановна – 1848 г.р. (РС 1857-1859гг. Ф.134 оп.2. д.13 стр.373). Какой-либо дополнительной информации кроме года рождения из ревизских сказок, о ней найти пока найти мне не удалось.
- Илья Иванович – 20.06.1851 г.р. (МК 1851г. Ф.134. оп.2. д.2А, стр. 38). Крещен 29.06.1951г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещане: Иван Гаврилович Коваль и Анна Васильевна Карпенко, Священник – Гавриил Другалов. Илья Иванович, очень интересная и загадочная персона в истории своего рода. О немного позже.
- Алексей Иванович – 17.03.1854 г.р. (МК 1854 Ф.211 оп.2. д.72 стр.32). Крещен 28.03.1854 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещане: Роман Федорович Еременко и Акулина Григорьевна Мустяца (супруга Дмитрия). Какой-либо дополнительной информации о нем найти мне пока не удалось. Возможно буду о нем записи в более поздних метрических книгах (после 1900 г.), которые я пока не изучил. С Анной Семеновной, у Иван Еремеевича было трое детей:
- Агафья Ивановна – 16.09.1857 г.р. (МК 1857 Ф.211 оп.2. д.79 стр.112). Крещен 22.09.1857 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещане: Федор Моисеевич Сиденко и Елизавета Алимпиевна Спасенко (супруга Елисея). Какой-либо дополнительной информации по Агафьи найти мне пока не удалось. Возможно буду о нем записи в более поздних метрических книгах (после 1900 г.), которые я пока не изучил.
- Елена Ивановна – 21.05.1859.р. (МК 1859 Ф.211 оп.2. д.89 стр.50). Крещен 24.05.1859 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещане: Иван Гаврилович Коваль и Акулина Григорьевна Мустяца. Священник - Георгий Биволь. О Елене найдены записи, в которых она записана в качестве поручителя семей Чередниченко.
- Митрофан Иванович – 1862 г.р. (МК 1888 г. Ф.211 оп.2. д.268 стр.158). Запись о рождении найти не удалось. Его год рождения найден в записи о его браке с Дарьей Зиновьевной за 1888 г. Семья Ивана Еремеевича поддерживала отношения с представителями семей (фамилий): Кирилюк, Лунгу, Кетрушка, Бордейник, Федоренко.
Схематично состав семьи выглядит так:
О семье Ильи Ивановиче и Феодосии Михайловны
Илья Иванович был женат. Супруга звали Феодосия Михайловна, в девичестве носила фамилию - Федоренко, 1852 г.р. Брак Михаила и Домникии заключен в Преображенском соборе 17.10.1871 г. (МК Ф.211 оп.2. д.34 стр.154). Поручители по жениху были: Бендерские мещанине Петр Прокофьевич Федоренко, Гавриил Ануфриевич. Поручитель брака по невесте были: - Бендерские мещанине Яков Иванович Сердученко, Никифор Иосифович Ильченко. Священник – Георгий Бовонь, дьякон – Дмитрий Гончаренко. По результатам поисков известно, что и Илья, и Феодосия состояли в браке первый и единственный раз.
У Ильи Ивановича и Феодосии было семь детей:
- Евдокия Ильинична - 12.02.1877 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д. 37 стр. 25). Крещен 16.02.1877 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Степан Емельчнович Осадченко и Екатерина Александровна Иванченко. Священник – Георгий Бовонь, дьякон – Дмитрий Гончаренко;
- Прокопий Ильич - 07.06.1879 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д. 39 стр. 81). Крещен 08.06.1879 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Давид Яковлевич Иванченко и Парасковья Максимовна Стрилецкая. Протоирей – Георгий Бовонь;
- Михаил Ильич - 11.02.1881 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д. 261 стр. 29). Крещен 15.02.1881 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Давид Яковлевич Иванченко и Екатерина Александровна Иванченко. Священник – Андрей Чегорян;
- Дмитрий Ильич - 08.11.1883 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д. 263 стр. 92). Крещен 10.11.1883 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Давид Яковлевич Иванченко и Екатерина Александровна Иванченко. Священник – Севастьян Дорук;
- Иван Ильич - 20.03.1886 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д. 266 стр. 32). Крещен 21.03.1886 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Давид Яковлевич Иванченко и Екатерина Александровна Иванченко. Священник – Севастьян Дорук. Прожил чуть больше года. Умер 05.02.1888 г. (МК Ф.211 оп.2. д. 268 стр. 191) от сухости. Совершал погребение Священник – Севастьян Дорук;
- Харитон Ильич - 21.09.1888 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д. 268 стр. 102). Крещен 01.10.1888 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Давид Яковлевич Иванченко и Екатерина Александровна Иванченко. Священник – Севастьян Дорук;
- Федор Ильич - 20.10.1894 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д. 325 стр. 94). Крещен 25.10.1894 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Давид Яковлевич Иванченко и Екатерина Александровна Иванченко. Священник – Севастьян Дорук, псаломщик – Георгий Узунов.
Как вы можете заметить, Илья и Феодосия подходили к выбору восприемников (крестных) детей очень серьезно и у всех их детей практически все крестные, одни и те же люди.
Схематично состав семьи выглядит так:
Чем интересен и чем выделился на фоне других родственников Илья Иванович. В процессе изучения выяснялось, что он по какой-то причине менял нашу фамилию Михайленко на фамилию Мороз и обратно на Михайленко. Не так давно мне удалось познакомится с Петром Кирилличенко из г.Бендеры. Чисто случайно, в разговоре, он мне рассказал, что на втором кладбище с.Гиска рядом с его родителями захоронены их родственники с фамилией Мороз, но о которых он ничего особо не знает. Оговорюсь, что род семьи Кирилличенко, так же является нашими родственниками. Судя по найденным записям, Илья Иванович вел очень активную жизнь и общался со многими семьями. К примеру, найдены девять метрических записей о рождении детей, где Илья Иванович указан в качестве восприемника (крестного родителя). Ну а вот список семей (фамилий) с кем Илья и Феодосия поддерживали отношения: Федоренко, Ануфриевич, Мороз, Карпенко, Сердученко, Ильченко, Кириенко, Стрилецкие, Марандичь, Иванченко, Чередниченко, Коваль.
О семье Елены Ивановны и Сафрона Макаровича
Елена Ивановна была единожды замужем. Супруг Сафрон Макарович Балан. Брак Елены и Сафрона заключен в Преображенском соборе 24.10.1881 г. (МК Ф.211 оп.2. д.216 стр.167). Поручители по жениху были: Поселянин Терновского уезда - Григорий Балан и Киркаешского поселения - Илларион Билый. Поручитель брака по невесте были: - Бендерские мещанине Леонтий Алексеевич Чередниченко и Федор Алексеевич Чередниченко. Священник – Андрей Пославский, дьякон - Константин Биволонь. Другой информации, кроме записи о браке найти о Елене не удалось. С большой долей вероятности могу предположить, что, судя по поручителям жениха – семья Елены и Сафрона переехали в родные места жениха (Терновский или Киркаешский уезд).
О семье Митрофана Ивановича и Дарьи Зиновьевны
Невероятный поворот. Воссоединение. В июне 2014 году, через социальную сеть мне довелось познакомится Михайленко Полиной Павловной. У нее в друзьях был указан ее отец Павел Григорьевич, мать Ирина Васильевна и брат Евгений Павлович. Сама Полина и ее семья проживали в Бендерах. Из переписки, нам с Полиной удалось выяснить, что у их семьи тоже есть некая история, связанная с Борщами. Мне безусловно это стало безумно интересно. Вооружившись средствами новых технологий, мы устроили видео мост с отцом Полины и Александром Викторовичем Пулиным. Мать которого в девичестве носила фамилию Михайленко. Удивительно! Сразу столько Михайленко (улыбаюсь). Из обстоятельного, длительного разговора мне удалось сделать набросок генеалогического древа семьи Павла Григорьевича, но к сожалению, в тонких материях разобраться не получилось. Самый интересный вопрос, который меня мучал – есть ли у нас общие предки и кто они?! Мы решили с Павлом Григорьевичем, что обязательно при моем визите на родину встретимся и более подробно разберемся в тонкостях. Прошел почти год, вопросов появлялось все больше, интерес к роду Павла Григорьевича у меня набирал обороты, так как у меня появлялись новые найденные документы и выстраивались параллельно моей еще три-четыре ветви Михайленко. Итак, встреча. Спустя год после нашего разговора по видео мосту, я приехал в родной город, и мы назначили с Павлом Григорьевичем встречу. Во время встречи и в процессе общения я не ощущал себя с незнакомым, чужим человеком. Мы с первых минут общались как родственники, родные люди – это удивительно! Не знаю, как описать свои чувства и мысли. Все мои подготовленные вопросы, сложились в сплошной каламбур. Выпив чая, посидев, мы разговорились и начали нашу многочасовую беседу. Предварительно перед встречей я попросил Павла Григорьевича принести с собой фотографии из семейного архива. Мне было очень интересно и важно оставить представление о его предках. Долго беседуя, рассматривая фотографии и слушая рассказ Павла Григорьевича, к моему удивлению мы не нашли общих точек соприкосновения в наших родословных. Как оказалось, история о Борщах, о которых мне рассказывали ранее оказалась результатом общения родной сестры Павла Григорьевича Лидии и Михайленко Михаила Илларионовича (пгт. Новые Аннены). Лидия Павловна и Михаил Илларионович познакомились в техникуме, где они вместе учились. Из их знакомства и общения и сложилась история, что у них наверняка общие предки, и опять история про двух братьев из Борщей. Итогом нашей встречи с Павлом Григорьевичем стало не только приятно общение, но и аудио запись беседы о воспоминаниях, а также пересняты фотоматериалы их семейного архива. С фотоматериалами вы можете ознакомится на нашем сайте в разделе «Фотогалерея». Ложкой дегтя оказался тот факт, что мы не смогли найти общих корней наших родов. Мы с Павлом Григорьевичем остановились и согласились на том, что наши корни наверняка могут быть общими, но уходящими куда-то гораздо глубже наших знаний о предках на текущий момент времени.
И вот на дворе 2016 год. В апреле этого года мне удалось найти ниточку, которая связала два наших больших рода Михайленко, проживающих в Бендерах. Два рода, двух братьев Еремея и Филиппа, истоки рода которых уходят своими корнями к их отцу Михаилу и датируются 1760-1767гг. Признаюсь честно, у меня в процессе изучения было много сомнений, доводов «за» и «против», внутренних противоречий. Полученные документы по результатам исследований ветви Еремея тоже не все однозначны. Но история и дальнейшие поиски расставят все точки над «Ё». Возможно кто-то в будущем из наших родственников возьмется и сможет еще больше раскрыть эту тему, подтвердить, а может и опровергнуть мои исследования. В любом случае я надеюсь, что найденные документы будут хорошим подспорьем в работе будущих исследователей нашего рода!
Ну а теперь Митрофан Иванович был дважды женат. Первая супруга Дарья Зиновьевна, в девичестве носила фамилию - Иванченко, 1868 г.р. Брак Митрофана и Дарьи заключен в Преображенском соборе 21.02.1888 г. (МК Ф.211 оп.2. д.268 стр.158). Поручители по жениху были: Бендерские мещанине Терентий Чередниченко, Павел Чередниченко. Поручитель брака по невесте были: - Бендерские мещанине Степан Осадченко, Илья Михайлович, Священник – Севастьян Дорук. Из записи о браке Митрофана и Дарьи стало известно, что Митрофан был уволенным в запас ефрейтором. Вторая супруга Феодосия Деонисиевна. Запись о их браки пока не найдена.
У Митрофана Ивановича с Дарьей Зиновьевной было шестеро детей:
- Мария Митрофановна – 11.02.1889 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д.267 стр.16). Крещен 14.02.1889г. в Преображенском соборе г. Бендеры. Крестные родители: Бендерские мещанине: Иустин Леонтьевич Чередниченко и Анастасия Ивановна Чередниченко. Священник – Петр Казанакли.
- Игнат Митрофанович – 1890 г.р. со слов потомков (Петра Григорьевича) крещен в гарнизонной церкви г. Бендеры.
- Константин Митрофанович – 21.05.1896 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д.327 стр.44). Крещен 26.05.1896 г. в Преображенском соборе г. Бендеры. Крестные родители: Бендерские мещанине: Иустин Леонтьевич Чередниченко и Анастасия Ивановна Чередниченко. Священник – Петр Казанакли.
- Василий Митрофанович – 10.03.1899 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д.430 стр.38). Крещен 18.03.1899 г. в Преображенском соборе г. Бендеры. Крестные родители: Бендерские мещанине: Иван Леонтьевич Чередниченко и Дарья Степановна Иванченко. Священник – Андрей Пославский.
- Митрофан Митрофанович – 08.03.1900 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д.431 стр.28). Крещен 12.03.1900г. в Преображенском соборе г. Бендеры. Крестные родители: Бендерские мещанине: Трифон Зиновьчевич Иванченко и Дарья Степановна Иванченко. Священник – Петр Казанакли.
- Яков Митрофанович – ??? г.р. со слов потомков (Петра Григорьевича)
- Лукерья Митрофановна – 15.05.1902 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д.433 стр.68). Крещен 18.05.1902 г. в Преображенском соборе г. Бендеры. Крестные родители: Бендерские мещанине: Трифон Зиновьевич Иванченко и Дарья Степановна Иванченко. Священник – Александр Бащатеско.
- Прокофий Митрофанович – 1904 г.р. со слов потомков (Петра Григорьевича).
- Иван Митрофановна – 1905 г.р. со слов потомков (Петра Григорьевича).
Схематично состав семьи выглядит так:
Семья Митрофана и Дарьи поддерживали отношения с представителями семей (фамилий): Чередниченко, Иванченко. Среди крестных Митрофана Митрофановича указан Трофим Зиновьевич Иванченко, вероятнее всего это родной брат Дарьи (супруги Митрофана).
Ветвь Филиппа Михайловича и Марии Ивановны
В семье Филиппа и Марии было трое детей:
- Агафья Филипповна - 1843 г.р. (РС 1850 г. Ф.134. оп.2. д. 204 стр. 151). Какой-либо дополнительной информации кроме года рождения из ревизских сказок, о ней найти пока найти мне не удалось. На момент переписи 1850 г. Агафье было 7 лет. В переписи 1857-1859 гг. (РС Ф.134. оп.2. д. 633 стр. 44) так же в составе семьи Филиппа найдена Агафья, там указано, что ей 16 лет. Скорей всего Агафья вышла замуж и сменила фамилию Михайленко на фамилию мужа. Возможно в процессе дальнейших поисков по разделам «Браки», в метрических книгах мне удастся найти запись о браке Агафьи и узнать за кого она вышла замуж и какую фамилию носила после бракосочетания.
- Михаил Филиппович - 12.05.1853 г.р. (МК 1853 Ф.211 оп.2. д.70 стр.39). Крещен 24.05.1853 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещане: Григорий Федорович Нагоряк и Мария Ануфриевна Степанюк;
- Иван Филиппович - 01.09.1857 г.р. (МК 1857 Ф.211 оп.2. д.79 стр.106). Крещен 03.09.1857 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещане: Онуфрий Степанович Захарченко и Мария Онуфриевна Гончаренко. По Ивану тоже сложилась весьма непонятная ситуация. В документах по преображенскому собору он с супругой практически ни где не фигурирует. Несмотря на то, что в этом соборе они крестили троих своих детей. Запись о их браке пока найти не удалось.
Схематично состав семьи выглядит так:
О семье Михаила Филипповича (Степановича) и Домникии Ивановны Черныш
Михаил Филиппович был женат. Супруга звали Домникия Ивановна, в девичестве носила фамилию - Черныш, 1856 г.р. Брак Михаила и Домникии заключен в Преображенском соборе 12.02.1878 г. (МК Ф.211 оп.2. д.38 стр.178). Поручители по жениху были: Бендерские мещанине Федор Федорович Колисниченко, Назарий Данилович Балан. Поручитель брака по невесте были: - Бендерские мещанине Тимофей Федорович Грубский, Василий Федорович Грубский. Священник - Дмитрий Заушкевич, дьякон - Константин Бокуновский, дьякон - Константин Биволонь. По результатам поисков известно, что и Михаил и Домникии были в браке первый и единственный раз.
У Михаила Филипповича (Степановича) и Домникии было шестеро детей:
- Варвара Михайловна - 01.12.1878 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д.38 стр.160). Крещена 05.12.1878 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Григорий Савельевич Калашников и Евдокия Матвеевна Щербина, Священник - Георгий Бивонь;
- Мария Михаловна - 28.03.1882 г. (МК Ф.211 оп.2. д. 262 стр. 38). Крещена 01.04.1882 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Ефрем Иванович Дибривченко и Мария Яковлевна Назаренко. Священник - Андрей Пославский; - Андрей Степанович - 14.08.1884 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д.264 стр.78). Крещен 26.08.1884г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители: Крестные родители Бендерские мещанине: Ефрем Иванович Дибривченко и Мария Яковлевна Назаренко. Священник – Андрей Чегорян, дьякон - Константин Биволонь.
- Яков Михайлович - 11.10.1886 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д.266 стр.116). Крещен 19.10.1886 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Ефрем Иванович Дибривченко и Мария Яковлевна Назаренко. Священник – Андрей Чегорян, дьякон - Константин Биволонь.
- Константин Михайлович - 27.05.1889 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д.269 стр.35). Крещен 29.05.1889 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Ефрем Иванович Дибривченко и Аксинья Григорьевна Билан. Священник – Андрей Пославский, псаломщик - Дмитрий Гончаренко;
- Александра Михайловна - 30.07.1895 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д.326 стр.71). Крещена 31.07.1895 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Ефрем Иванович Дибривченко и Аксинья Григорьевна Билан. Священник – Севастьян Дорук, псаломщик – Василий Трофимов.
Как вы можете заметить, Михаил и Домникия подходили к выбору восприемников (крестных) детей очень серьезно и у всех их детей практически все крестные, одни и те же люди.
Схематично состав семьи выглядит так:
В данной схемы вы можете заметить, что у главы семейства Михаила отчество Филиппович и Степанович. Одна из многих загадок семьи. По какой то, не непонятной причине Михаил сменил свое отчество после брака с Домникией (т.е до брака и в записи о браке он еще Филиппович), и уже у своих детей в метрических записях о рождении указан как Михаил Степанович. Чем это было вызвано и почему не известно. Причин смены отчества в то время было масса, от банальной ошибки (опечатки) в Ревизских сказках и Метрических книгах, которых встречается превеликое множество, до семейных отношений отцов и детей. К примеру, в записи рождении своего сына Андрея (МК 1884 г. Ф.211 оп.2. д.264 стр.78) он указана как Михаил Иванович - это явная опечатка, т.к. супруга указана та же (Домникия Ивановна) и крестными Андрея являются те же люди, которые были у остальных детей Михаила и Домникии. Я долго ломал голову над этой загадкой, советовался с другими генеалогами, сотрудниками архивов и просто «жителями» генеалогического форума, но однозначного мнения по какой причине он мог поменять отчество не нашел. Так же мне пока не удалось на 100% документально подтвердить, что Михаил изменил отчество и скорей всего это не удастся никогда, но опираясь на косвенные доказательства, все тщательно проанализировав, я сделал вывод и принял решение – что это один и тот же человек. Кому будет интересен этот момент, можете более подробно прочитать мои доводы тут.
Семья Михаила и Домникии поддерживали отношения с представителями семей (фамилий): Дибривченко, Назаренко, Колиснеченко, Грубский, Билан, Бабич, Калашников, Щербин, Васильчук (в этой семье Парфения и Марии, Михаил был восприемником (крестным) у всех детей). На сегодняшний день из детей Михаила (Филипповича) Степановича и Домникии известна судьба только двоих: Якова и Константина.
О семье Ивана Филипповича и Марии Васильевны
Иван Филиппович был женат. Супругу звали Мария Васильевна. Записи о браке найти пока не удалось.
У Ивана с Марией было трое детей:
- Мария Ивановна - 1886 г.р. (МК 1886 г. Ф.211 оп.2. д.266 стр.39). Крещена 06.04.1886 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Петр Матвеевич Сиденко и Мария Естафиевна Недера. Священник – Севастьян Дорук;
- Максим Иванович - 12.09.1894 г.р. (МК 1894г. Ф.211 оп.2. д.325 стр.81). Крещена 15.09.1894 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Петр Матвеевич Сиденко и Мария Николаевна Холодникова (Холоднюк). Настоятель собора, священник – Александр Башатеско, псаломщик – Георгий Узунов;
- Демьян Иванович - 01.06.1899 г.р. (МК Ф.211 оп.2. д.430 стр.81). Крещена 04.06.1899 г. в Преображенском соборе г.Бендеры. Крестные родители Бендерские мещанине: Петр Матвеевич Сиденко и Мария Николаевна Холоднюк (Холодникова). Настоятель собора, священник – Петр Казанакли, псаломщик – Георгий Трифон.
Схематично состав семьи выглядит так:
По результатам поисков дальнейшая судьба Ивана Филипповича и Марии, а также их детей не известна. Другие записи о них пока не найдены. Несмотря на то, что Иван Филиппович согласно переписи, родился в 1857 году, он негде в записях по Преображенскому собору не встречается в качестве восприемник или поручителя. В настоящее время я остановился в своих поисках по Преображенскому собору на 1900 годе. Вероятно, что информация о семье Ивана и Марии еще появится в поздних записях.
Семья Ивана и Марии поддерживали отношения с представителями семей (фамилий): Сиденко, Недера, Холоднюк (Холодникова), Захарченко, Гончаренко.
Промежуточный итог
В настоящее время, на основании полученных документов и их анализа, я склонен предполагать, что двумя братьями о которых мы все слышали были именно Еремей и Филипп. Подтвердить документально факт их переселения и откуда они прибыли пока что так и не получилось. Уйдя в своих поисках в эпоху императора Александра I, мне не удалось найти документа где была бы хоть строчка, за которую можно зацепиться. Даже в самых ранних документах, где найдены Еремей и Филипп, они проживали в Бендерах и относились к малороссийскому сословию (речь 8-ой переписи 1835г.). Так же я склонен считать, что переселенцами были именно эти два брата вот по какой причине. Просмотрев более раннею 6-ю ревизию за 1818-1819 года, я там вовсе не обнаружил фамилию Михайленко. Не в одном из сословий наша фамилия не указана. Это косвенно доказывает период переселения наших предков с 1818 по 1835 года. Данный период истории Бессарабии и Российской Империи очень неоднозначный. Возможных причинах переселения в этот период было множество. В настоящее время мне известно, что в Бессарабии велась подготовка и к 7-ой переписи 1824 года, но данная перепись в Бессарабии не производилась. Однако в рамках подготовки к данной переписи были составлены списки жителей по г. Бендеры (речь о фонде 134 опись 2). Сейчас изучение этой перепись для меня является ключевой задачей. Я очень надеюсь найти именно в ней упоминания хотя бы об одном брате и месте его прошлого жительства. Увы в открытых источниках данной переписи нет. За четыре с лишним года, мне как минимум удалось установить примерный период переселения наших предков и предположить кто именно был этими переселенцами.
Разрушение и созидание
Готовя материал для публикации в одну из местных газет ПМР, журналист задал мне вопрос – «Сталкивался ли я с непониманием в своих поисках?»
Непонимание. С таким явлением, я в процессе своих исследований в принципе не сталкивался, но столкнулся со стеной равнодушия и безразличия. Подавляющему числу родственников оказалась просто не интересна тема истории своей семьи. Почему? – не знаю. Возможно нынешние условия жизни диктуют свои правила и многие заняты своими проблемами и заботами. Порой у меня уходили месяцы на то, чтобы добиться у своих «занятых» родственников, которые постоянно просиживают в социальных сетях фотографий к примеру их родителей. К моему большому сожалению, мой оптимизм и стремление, разделяют только единицы из нашей огромной семьи и помогают в воссоздании родословной и её сохранении. Очень надеюсь, что число заинтересованных родственников будет со временем расти и не последним окажется мой вклад в семейную историю нашего рода.
Хотел бы затронуть момент с семейными архивами и отношения к ним. Многие из наших мам и пап, дедушек и бабушек бережно хранили и хранят семейные фото альбомы, записи и иные документы. Однако есть и совсем обратная сторона медали. К примеру, мне известен случай, когда наши родственники сожгли семейный фотоархив, а возможно и еще много ценных документов своей родни за ненадобностью. Так же известен случай, когда родственники просто выбросил старые фотографии и записи по предкам, так как они занимали место и их приходилось постоянно куда-то перекладывать. Такие случае имеют место быть, и осуждать за них, наверное, не стоит, так как это уже не вернет известных лиц на фото и исторических документов, которые могли бы приоткрыть судьбу и рассказать о жизни наших предков. Лично для меня это безусловно, огромная утрата. Да что там, я и сам в 18-20 лет, смутно понимал, для чего родители хранят свои фотографии и кому они вообще нужны. «Так, сесть в лучшем случае раз в год по большому празднику, пересмотреть их и положить дальше пылиться в альбоме на полку!» - вот так я мыслил на тот момент.
Если Вы читаете эти строки и понимаете, что у вас, в вашем семейном архиве остались или скопились ненужные фотографии, какие-то понятные вам запись от ваших предков, а возможно и совсем неизвестные вам фото и документы– я призываю и прошу Вас, не выбрасывайте их! Дайте им вторую жизнь! Если Вы готовы их отдать – отдайте их мне. Я сохраню их, переведу в цифровой формат, и они получат вторую жизнь. Если вы не готовы их отдать, но можете поделиться ими, напишите мне на почту ruslan@miahjlenko.ru или позвоните по тел. +7 (495) 729-99-05. Мы с Вами всегда сможем договорится о способе их передачи.
Обращаю Ваше внимание, что все предоставленные вами материалы, размещаемые на нашем сайте, СМИ и других источниках публикуются только с вашего разрешения.